ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВЕЧЕР ГАДАНИЯ РУНАМИ
5 января 2025 г.
17:00
Искусство интерпретации знаков старшего футарка.
Исторический экскурс и современный взгляд.

_______В Средние века в период раннего Северного возрождения, около XII-XIII столетий, в связи с развитием общей культуры письменного слова, в Германии и Англии появился интерес к Руническому письму как к историческому артефакту, а в Скандинавии руны ещё были живым письмом. В европейских библиотеках хранятся десятки рунических рукописей, многие из которых приводятся без переводов, но в большинстве случаев приводятся различные соответствия отдельных рун, и частей текстов, рунических стихов. Однако фактическая систематизация рунических текстов была проведена лишь в 1821 году, одним из знаменитых братьев Гримм, собирателями немецкого фольклора, Вильгельмом Гримом.
_______Особый интерес к руническим надписям возник в XVI веке в первую очередь в Швеции, что связывают с ростом национального самосознания в период борьбы за независимость от Дании и Кальмарской унии. Как следствие реакции на это, не меньший интерес к руническим надписям возникает и в Дании. Руническая традиция в Скандинавии в этот период ещё не была полностью утеряна, и в городах рунический алфавит использовался в быту вместе с приходящим ему на смену, в связи с христианизацией, латинским. Поэтому и сейчас в городах Скандинавии можно встретить записи рунами самого различного бытового содержания.Для более близкого общения с паствой Руническая грамотность была распространена и в церковной среде, в предписаниях упоминается что "пастырь прихода должен уметь писать и читать руны". Дольше всего непрерывная руническая традиция сохранялась в Исландии. Поэтому именно культура Исландии стала основой для работ рунологов Дании и Швеции.
_______Первое известное описание рунического алфавита встречается я в трактате о скальдической поэзии 1250 года, известного исландского скальда Олова Тардарсона, в котором он объясняет почему порядок звуков в Футарке на совпадает с порядком звуков Латинского алфавита. Возможно этот трактат был не только научным исследованием но и вполне практическим учебником рунического письма. Позднее, особенно во времена реформации, руническая традиция в Исландии искоренялась церковью, однако смогла сохраниться и расцвела в период так называемого Исландского ренессанса XVII-XVIII.
Основным источником знаний о Скандинавской мифологии являетсяпроизведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222—1225 годах под названием «Мла́дшая Э́дда», «Сно́ррова Э́дда», «Э́дда в про́зе» или просто «Э́дда» (исл. Snorra Edda) и состоит из трёх книг - "Видение Вельвы", "Язык поэзии", "Перечень (поэтических) размеров". Важно, что Эдда создана Стурлусоном как учебник скальдической поэзии, поэтому состоит из большого количества примеров в цитатах из древних поэм и сказаний, призванных донести до читателя утончённость аллитерационных стихов (то есть содержащих в каждой строфе не менее двух слов начинающихся с одного и того же звука) древней литературной традиции, а так же показать как раскрывать значения слов скрытых под слоем многоступенчатых метафор которые в скальдической поэзии называются кеннинги.
_______Таким образом руническое письмо и знаки Футарка, рунного алфавита, тесно связаны с поэтической традицией германо-скандинавских народов, объединённых общей философией мифологического пространства, представлении об устройстве мира и законах мироздания. По одной из версий, в скандинавских мифах упоминается, что верховный бог Один, получивший знания об устройстве мира, провисев умирая девять дней пригвождённый к стволу мирового древа ясеня Игдрасиль и отдав в жертву глаз, после воскрешения в своих странствиях встретил у подножия Игдрасиля повелительниц судеб Норн. В своих предсказаниях Норны использовали руны. Знания об этом Один вынес в Асгарт - мир богов и Мидгард - мир людей.
Каждый знак рунического алфавита не только передаёт определённый звук, но и несёт более широкое смысловое значение. Поэтому руны могли наноситься на бытовые предметы, амулеты, части строений в качестве пожелания удачи или оберегающего знака. Равно и обратное, всякая руна, выбранная при гадании расценивается как послание в Мидгард из других миров связанных корнями и ветвями мирового дерева Игдрасиль. Искусство интерпретации этих посланий в знаках футарка и является навыком, приобретя который можно более ясно увидеть связь с миром скандинавских мифов, которые оказали влияние и на всю европейскую культуру.
_______В заключении можно сказать, что весь комплекс рунических знаний германо-скандинавской мифологии, его сюжеты и герои представляет большой интерес для историков, филологов и культурологов, и конечно для писателей и сценаристов. А степень мистических связей знаков футарка и личного космоса, каждый может определить для себя сам.
Один знает.

️5 января в 17:00.
Стоимость 500 рублей.
Адмирала Фокина, 25.
Made on
Tilda